Создана: 09.04.2017
Обновлено: 09.11.2018
Методические рекомендации для педагогов.
Подготовила воспитатель высшей категории МБУ детский сад №64 «Журавлёнок» г. о. Тольятти Демина Оксана Николаевна
Музыкально-ритмические игры для дошкольников.
Игра-основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Музыкально-ритмическая игра- одна из разновидностей детских игр. Эти игры интересны детям тем, что они проводятся под музыку. С помощью игры дети легче осваивают новый материал и закрепляют пройденный. Благодаря музыкально-ритмическим играм у детей развивается воображение, чувство ритма, внимание, координация, закрепляются танцевальные движения. Игры под музыку улучшают настроение детей, способствуют проявлению положительных эмоций. Мне хочется предложить несколько музыкально- ритмических игр для детей старшего дошкольного возраста, которые могут использовать педагоги в образовательной деятельности, в развлечениях, при подготовке детей к праздникам.
«Танцевальная фигура замри»
Цель: развивать творческое воображение у детей, формировать умение самостоятельно двигаться под различный характер музыкального произведения.
Ход игры: под музыку дети выполняют произвольные танцевальные движения. Педагог останавливает звучание музыки, а дети быстро придумывают танцевальную позу и замирают в ней. Педагог отмечает интересные танцевальные фигуры.
«Танцевальная композиция»
Цель: развитие творческого воображения, формирование навыка совместной работы.
Ход игры: педагог ставит на прослушивание какую-нибудь мелодию, взятую из песни, из классического произведения. Участники игры должны придумать танцевальные движения к этой мелодии и продемонстрировать танец, поэтому все игроки делятся на небольшие группы по 5-8 чел или разбиваются на пары, если этого требует танец.
Каждой группе руководитель даёт задание использовать определённый размер танца. Например ,размер вальса – трёхдольный, польки – двудольный, марша – четырехдольный. Ребята должны учитывать ритм и темп танца. Движения могут быть самыми разными, в зависимости от мелодии. Но в любом случае в танце должен прослеживаться сюжет, импровизированный учащимися.
«Приглашение»
Цель: закрепить подскоки, развивать чувство ритма, воспитывать вежливое отношение друг к другу.
Ход игры: Дети распределены по кругу, лицом в центр. Исходное положение: 6 поз. ног, руки на поясе. Выбирается ведущий. Под музыку польки (2/4 размер) ведущий подскоками движется по внешнему кругу и выбирает следующего ведущего, подходит к нему во внутренний круг «приглашает» (кивок головой) и встаёт на его место, а новый ведущий продолжает игру .
«Созвездия»
Цель: развивать фантазию, закрепить знание математического счёта.
Ход игры: под весёлую музыку (2/4) дети движутся по всему залу, заданным движением (подскоками, галопами, бег и т.п.), когда музыка прекращается педагог произносит задание: «Созвездие из 3 звёздочек замри!» или «Созвездие из 2 звёздочек замри!» и т. д. Дети придумывают коллективные фигуры. Игра продолжается 3-5- раз.
«Найди своё место»
Цель: закрепить построение врассыпную, формировать двигательные навыки различных танцевальных шагов, развивать чувство ритма.
Ход игры: дети стоят в рассыпную, свободно друг от друга. Исходное положение : ноги вместе, руки на поясе. Под музыку дети образуют круг и двигаются заданным движением: подскоки, галоп, прыжки по 6 поз., ходьба на полупальцах, пятках, хороводный шаг и т.п.), когда музыка заканчивается ,учащиеся должны как можно быстрее найти своё место и встать в исходную позицию. Игра продолжается 4-5 раз.
«Солдатики»
Цель: формировать навыки релаксации, поочерёдного расслабления и напряжения мышц тела.
Ход игры: дети лежат на спине на гимнастических ковриках, изображая «неподвижных солдатиков». Под музыку «солдатики» «оживают», двигают руками и ногами в хаотичном порядке. Когда музыка заканчивается «солдатики» замирают , педагог проверяет, чтобы руки и ноги детей были «деревянными» в натянутом и не подвижном состоянии. Игра повторяется 3-5 раз.
«Музыкальные стульчики»
Цель игры может варьироваться в зависимости от задач, которые педагог ставит перед собой. Игра может использоваться на занятиях хореографией, на музыкальных занятиях, на развлечениях в детском саду. Предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Вариант первый.
Цель: закрепить ранее разученные танцевальные движения, развивать внимание, чувство ритма, пластичность и музыкальность.
Ход игры:
Все дети садятся по кругу на стульчики спиной в круг и рассчитываются на 1-2-3. За каждым номером закрепляется мелодия. Водящий стоит не далеко от круга.
Педагог включает мелодию №1 - вальс. Со стульчиков встают первые номера и за водящим по кругу выполняют вальсовый шаг.
Если звучит мелодия №2 - полька, то вторые номера выполняют за ведущим шаг польки.
Под русскую народную мелодию №3 третьи номера идут по кругу хороводным шагом.
Если звучит марш, то все дети встают со стульев и за ведущим маршируют по кругу. Как только музыка останавливается дети быстро усаживаются на свободные стулья. Кто остаётся, становится ведущим.
Игра повторяется 3-4 раза. Педагог отмечает детей у кого правильно и красиво получались танцевальные шаги, кто очень старался.
Вариант второй.
Под различные три танцевальные мелодии или детские песенки детям предлагается свободно потанцевать во время движения по кругу, проявив своё творчество и фантазию. На мелодию марша все дети так же идут по кругу, по окончании быстро садятся на стулья. Оставшийся ребёнок становится ведущим.
Педагог отмечает самые необычные и интересные танцевальные движения.