Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

налогиналоги

Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Национальный проект "Образование"

Реализация НП "Образование в Тольятти"

Мы в проекте

 

Социальная реклама

Ролики «Семейные ценности»

Яндекс.Метрика

МБУ детский сад №64 "Журавлёнок"МБУ детский сад №64 "Журавлёнок"

МБУ детский сад №64 «Журавлёнок»

Контакты:

Адрес электронной почты: chgard64@edu.tgl.ru

Заведующая: (8482) 37-66-65

Бухгалтерия: тел. (8482) 31-93-43

Делопроизводитель: тел. (8482) 36-70-72

Адрес: 445032, РФ, Приволжский федеральный округ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Свердлова , дом 70.

Регион:

Официальный портал Правительства Самарской области

Официальный портал министерства образования и науки Самарской области

Твиттер министерства образования и науки Самарской области

Портал «Образование и наука Самарской области»

Внимание родители!

Опрос населения «Оценка качества работы общественного транспорта, дорог, а также качества предоставления коммунальных услуг»

http://opros.samregion.ru/.

Внимание родители!

Опрос населения «Оцените эффективность работы руководителей ОМС» http://opros.samregion.ru/

Внимание родители!

Опрос о качестве образовательных услуг

http://nsoko.asurso.ru

Внимание родители!

Всероссийский опрос о качестве работы образовательных организаций.

http://минобрнауки.рф/общественное-обсуждение/анкета/1

Создана: 10.09.2014

Обновлено: 12.12.2019

Среда обитания.

«Выживают не самые сильные и не самые умные, а самые быстро адаптирующиеся к переменам». Чарльз Дарвин

                                                                          «Выживают не самые сильные и не самые умные, 

                                                                            а самые быстро адаптирующиеся к переменам».

                                                                                                                               Чарльз Дарвин

 

 Я думаю, что не ошибусь, если предположу, что сейчас во дворах на игровых площадках, в развивающих клубах и в коридорах детских поликлиник одна из самых актуальных тем – это АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ. Причем адаптация как к условиям детского сада, так и к условиям школы. Вообще, анализируя свою работу по консультированию семей, я пришла к выводу, что процент родителей, пришедших заблаговременно, еще до поступления в детский сад или школу, заметно возрос (и это не может меня, как семейного психолога, не радовать!). А ведь в основном родители начинают «бить тревогу» и искать встречи с детским психологом лишь тогда, когда уже «проблема назрела» и сделано немало ошибок. Конечно, и в этом случае проблема решаема, но ВСЕГДА ЛУЧШЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ, ЧЕМ ИСПРАВЛЯТЬ!

Именно поэтому вы, родители, посещающие детский  сад или сайт нашего детского сада "Журавленок" , уже приглашены на виртуальную консультацию семейного психолога, где мы рассмотрим основные «подводные камни» такого важного АДАПТАЦИОННОГО процесса. Не углубляясь в научные объяснения, для начала рассмотрим с вами, что такое адаптация? Итак, открываем словарь и читаем… Адаптация (позднелат. adaptatio – прилаживание, приспособление, от лат. adapto – приспособляю), процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды. Исходя из этого, мы видим, что весь организм ребенка настраивается на новую для него форму работы, и именно от нас с вами зависит, насколько долгим и трудным будет этот

процесс. Конечно, говорить об адаптации дошкольников и школьников необходимо отдельно…скажете вы, и будете правы. НО, СУЩЕСТВУЮТ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МЫ И РАССМОТРИМ.

 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ, В КАКОЙ ФОРМЕ БУДЕТ ПРОТЕКАТЬ АДАПТАЦИОНЫЙ ПЕРИОД:

1) Анамнестические факторы

(антенатальные, интранатальные, постнатальные, другими словами – во время беременности, родов и в первый год жизни). Сюда относятся все осложнения во время беременности, родов и первых месяцев жизни ребенка; прием матери во время беременности или кормления грудью запрещенных медикаментов, алкоголя, табака и т.д.; неблагоприятная семейная ситуация; задержка психического развития ребенка. А также любые хронические заболевания у ребенка.

 Что делать?!

Постарайтесь объективно оценить ситуацию, и если в анамнезе у ребенка имеются какие-либо отягощающие факторы, то не стоит это игнорировать. В этом случае консультация педиатра, невролога и детского психолога обязательна. Важно предупредить сотрудников образовательного

учреждения (педагогов группы, учителя) об особенностях вашего малыша. Заблаговременно проведите все корригирующие процедуры (по назначению врача). Даже в случае абсолютного здоровья ребенка желательно до начала адаптационного периода начать укреплять иммунитет ребенка, вводить закаливающие процедуры. НО! Точно не стоит делать это уже в момент адаптации!!!

 2) Режим дня

На самом деле каждодневное расписание, по которому живет ваш ребенок, играет далеко не последнюю роль в процессе адаптации. Если ребенок привык вставать часам к 9.00, а то и к 10.00 утра, то ранний подъем около 7.00 будет привносить внутренний и внешний дискомфорт. Соответственно, о какой учебе может идти речь? Или в каком настроении ребенок переступит порог детского сада? Дневной сон также очень важен, отсутствие сна приводит к переутомлению нервной системы ребенка, излишнему перевозбуждению и как следствие – капризам, истерикам, чрезмерной активности или, наоборот, апатии. У вашего ребенка вскоре будет меняться привычный жизненный уклад, так помогите ему адаптироваться к этому.

 Что делать?!

Начните заблаговременно перестраивать режим. Узнайте в детском саду расписание, по которому будет жить ваш малыш, пытайтесь воспроизводить то же самое в домашних условиях. Утренняя гимнастика в 8.30? Отлично! Попрыгайте «как зайчики», походите гуськом «как уточки» и т.д.

Что у нас дальше? Завтрак, а это обязательная молочная каша. Значит, и у вас теперь каждое утро на столе каша. И так весь день… весь месяц, а лучше два! Поверьте, это и вам понравится, и малыша подготовит к будущим условиям. А что же будущие первоклассники? Тоже спать днем? Да! Если это возможно, то дневной сон в первые месяцы учебы очень желателен. Хотя бы часок отдохнуть в кровати, после прогулки по дороге со школы, ну а потом и пообедать, и к урокам можно приступить. Ну и конечно, и дошколятам, и школьникам надо хорошо высыпаться ночью. Спокойные игры, теплый душ, травяной чай, проветренная комната после влажной уборки и ваш ритуал перед сном (ласковый поцелуй, колыбельная, чтение сказки и т.д.) обеспечат ребенку спокойный, здоровый сон.

 3) Спокойствие! Только спокойствие!

Глядя на большинство детей в период адаптации (как в детском саду, так и в школе), психологи, внимательные педагоги и учителя могут отметить некоторую бледность детей, учащение дыхания, пульса, сжатые кулачки или попытки теребить край одежды, игрушку, карандаш и т.д. Все это – внешние признаки повышения уровня внутренней тревожности ребенка. В принципе, все это является нормой в данном случае, так как организм естественным путем приспосабливается к новой для него ситуации. НО! Это внешние признаки, а внутри у вашего ребенка ежедневно нарастает напряжение, повышается мышечный тонус, возникают внутренние спазмы. Начинает происходить напряжение приспособительных сил организма. Затем, при нормальном течении, включаются реакции саморегуляции, которые мобилизируются и вырабатываются совершенно новые саморегулирующиеся механизмы – в соответствии с меняющимися внешними условиями.

И на этом фоне вы, желая поддержать своего малыша: приглашаете в дом его друзей, родственников; устраиваете походы в парки-цирки; а что еще «лучше» – начинаете бурно выяснять отношения с домочадцами или затеяли переезд, ремонт, да мало ли домашних забот?

Как вы думаете, будет «спасаться» ребенок? Скорее всего, выхода два: «детский невроз» либо «бегство в болезнь».

 Что делать?!

Наберитесь терпения! Это временный период. Отложите все шумные мероприятия на месяц ругой. Постарайтесь создать комфортную и, главное, спокойную обстановку дома. Если не исключите, то сократите до минимума просмотр телевизора, игр за компьютером и т.д. Будьте сдержанны на некоторые изменения в поведении ребенка (капризы, отсутствие аппетита – это норма при стрессе), излишнюю обидчивость, раздражительность и т.д. – все это временно, но насколько во многом зависит и от вас. Окружите своего ребенка любовью и заботой. Оставьте свои воспитательные эксперименты до лучших времен. Пусть он чувствует себя любимым и защищенным. В профилактических целях хорошо научить ребенка психогимнастическим упражнениям, приемам релаксации. Например: совсем простая и популярная игра для малышей «Шалтай-болтай».

 «Шалтай-Болтай»

Вы будете читать отрывок из стихотворения Маршака, а ребенок станет изображать героя. Для этого он будет поворачивать туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и головой. Итак, взрослый в

этой игре должен читать стихотворение:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Когда вы произнесете последнюю строчку,ребенок должен резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабившись. Можно позволить ребенку для иллюстрации этой части стихотворения упасть на пол. Чтобы добиться максимального расслабления, повторите игру несколько раз подряд. Чтобы она не наскучила, можно читать стихотворение в разном темпе, а ребенок соответственно будет замедлять или ускорять свои движения. Таких игр великое множество, главный принцип – чередование напряжения и расслабления, (но помните!!!) расслабления всегда должно быть в два раза больше.

 4) Будем знакомы!

Подумайте, что нас чаще всего настораживает, пугает? Неизвестность! Даже мы, взрослые люди – кто в меньшей, кто в большей степени – тревожимся, если нам предстоит выход на новое место работы, выступление перед незнакомой для нас публикой и т.д. что же говорить о маленьком человеке, который идет «туда не знаю куда, за тем, не знаю за чем»? Малышей чаще всего пугает факт, что его оставят совсем, что мама не придет – именно поэтому фраза «А мама придет?» может быть повторена с частотой в каждую минуту на протяжении всего временного отрезка пребывания в группе (и здесь со мной не могут не согласиться педагоги групп). Ребенка пугает сам факт разлуки с родителями. Настораживает ребенка и наличие кроватей в групповом помещении. Раз буду спать – значит, буду здесь жить. А эта «строгая тетя», она говорит: «все идем мыть руки», а меня совсем не замечает, не возьмет на ручки, не обнимет, не играет и не читает мне сказки ежеминутно (как говорила мне мама). Что касается школьников, то основные страхи сопряжены с получением плохих отметок («мне же сказали учиться на 5! А вдруг я получу плохую оценку?!») Контактов со сверстниками и учителем («а я здесь не самый-самый», «они могут меня обидеть» и т.д.).

 Что делать?!

Проведите, во-первых, беседу с ребенком о том, что его ожидает. Только не забудьте о наглядном мышлении малышей (да и дошкольников в целом) рисуйте, используйте игрушки, ставя такие мини-спектакли ситуации «детский сад», «школа». Малышам предложите сказку собственного сочинения, где в роли героя – его любимая игрушка (ее, кстати, тоже можно «устроить» в детский сад, причем со всеми предварительными этапами – медкомиссиями, экскурсиями и т.д.), и она оказывается в детском саду. С будущими первоклассниками можно смастерить книгу про любимого героя, который отправляется в первый класс. Что его там ждет? Каким он будет учеником? Будут ли у него ошибки? А всегда ли его ждет только успех и отличные оценки? Имеет ли он право на ошибку? Как ему можно наладить контакт с учителем, с одноклассниками? И т.д. Пусть ребенок иллюстрирует ее, сшивает и т.д. (Эта книга может пригодиться вам еще не раз, во время проблемных или спорных ситуаций у ребенка в школе.)

 Самая главная ваша цель – объективно и максимально правдиво рассказать ребенку (не испугав и не оттолкнув его при этом) о том, что его ждет. Не стоит ни в коем случае обманывать ребенка: «Там будет очень много игрушек, они будут все твои», «Я сразу же заберу тебя, как только ты захочешь домой», «Ты у меня самый умный ученик, у тебя будут только пятерки» и т.д. Лучше что-то не проговорить ребенку, чем сказать неправду. Он очень скоро убедится в обратном, а недоверие к вашим словам останется. Во-вторых, устройте домашнюю биеннале (фотовыставку всех фотографий домочадцев, на которых они изображены в детском саду/школе: «Вот маленькая мама сидит в первом ряду на групповой фотографии, сделанной в детском саду, красивая с красным бантом»). Не забудьте при этом рассказывать разные истории из вашей садовской/школьной жизни. Вспоминать имена друзей. Можно нарисовать портрет учительницы, воспитательницы и принести на следующий день в сад/школу. В-третьих, устройте экскурсию. Об этом часто все говорят, пишут, но не всегда родители это делают. А ведь на самом деле, это важно. Можно спорить о пользе подготовительных курсов в школе, но одно точно бесспорно – это хорошая подготовка на местности. Ребенок видит, что его ждет, большие рекреации школы, громкий звонок, класс, парты – ему все это уже знакомо.

 То же касается и дошколят, территория вокруг сада, групповое помещение, когда у вас на руках путевка, вы желанный гость в детском саду. Также ребенку важно увидеть, как вечерами всех разбирают домой!!! Погуляйте в окрестностях вашего детского сада вечером, обратите внимание ребенка на то, что все детки идут домой, в саду гасят свет, никого нет, никто не остается! В-четвертых, последнее в списке, но не в жизни, это собственно само знакомство с педагогами группы, помощником воспитателя либо учителем в классе. Казалось бы, обычное дело, а нет. Как часто на простой вопрос, а как зовут ваших воспитателей, родители переспрашивают друг у друга и, путаясь, не могут вспомнить, что уж говорить о помощнике воспитателя, а ведь именно этим людям вы доверяете самое дорогое, что у вас есть! Так потрудитесь узнать не только их имена-отчества, а также даты их рождения (думаю, преподнести цветочек своему воспитателю или учителю в их день рождения, будет приятным и полезными для ребенка). Наладить контакт с людьми, работающими с вашим ребенком – ваша первейшая задача. Участвуйте в жизни детского сада и школы вместе со своими детьми, предлагайте свою помощь (построить горку, обшить кукол, причесать их, отремонтировать шкафчики или парты и т.д.).

 И помните: транслируя свои эмоции, вы формируете у ребенка восприятие этих людей на долгие годы. («Ты видел, как она вызывающе одета? – Маме не понравилась Мария Петровна, и я к ней не пойду!. «Что там говорит Римма Федоровна, конечно, мы хоть и не учителя, но сами знаем, как нам воспитывать своего ребенка!» – Значит, и я не стану слушать ее на уроках!) Казалось бы, вскользь брошенные фразы, а именно они отбивают у детей желание посещать детский сад или снижают мотивацию к учению, а в целом – авторитет педагогов. О детском саде и школе, сотрудниках учреждения при детях - либо хорошо, либо ничего!

 В заключение…

Не забывайте и про сюрпризы, например воздушный шарик в шкафчике (накануне вами же и спрятанный), дорожка из семечек или пшена к саду или школе («На обратном пути посмотрим, склевали ли его птички» и т.д.) Конечно, сейчас множество литературы, статей в Интернете, посвященных этой теме, и родители приходят просвещенные, но не всегда сами подготовленные к новой для себя роли. Мама, плачущая в воротах детского сада, бабушка заглядывающая в класс до того, как прозвенит звонок – все это только усугубляет естественный процесс, процесс адаптации. Важно научиться «отпускать» своих деток, расширять границы их самостоятельности, но при этом быть рядом, поддерживать, выслушивать, а самое главное – слышать…

 Удачи вам, терпения и ощущения сопричастности к такому важному этапу в жизни вашего ребенка!

                                             ТЮШЕВСКАЯ ИРИНА

Психолог высшей категории Дипломант премии «Элита Российского образования», г. Москва.

Автор многочисленных статей по вопросам детской психологии.

Соавтор методического пособия в области гендерной психологии и педагогики.

Психологический стаж с 2000 г.

 

Образование: Институт специальной педагогики и психологии;

Международный Университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, г. Санкт-Петербург

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?